Добро пожаловать на сайт "BridgeArt.ru: Искусство строить мосты"
-
25.04.2011 18:02
-
Украина и Россия возобновили полномасштабные консультации по строительству крупного моста через Керченский пролив, заявил глава украинского внешнеполитического ведомства Константин Грищенко.
Комментируя результаты состоявшегося недавно в Москве заседания подкомиссии по вопросам транспорта комитета по экономическому сотрудничеству двух стран, он подчеркнул, что у проекта создания принципиально нового транспортного перехода в регионе "появились уникальные перспективы".
По мнению аналитиков, под словосочетанием "уникальные перспективы" реализации так называемого "Керченского плана" Грищенко подразумевает ту выгоду, которую соединяющий два государства транспортный коридор может принести Киеву и Москве уже в самые ближайшие месяцы после своего открытия. Впрочем, чем больше специалисты говорят о сроках начала строительных работ, тем больше между представителями украинской и российской инициативных групп возникает разногласий.
Как подчеркивают в Кабинете министров Украины, за последний год на рассмотрение правительства были предложены десятки вариантов транспортного перехода через Керченский пролив. Это и укрепление паромной переправы Крым – Кавказ, и прокладка автомобильного и железнодорожного тоннелей по дну Азовского моря, и даже создание искусственной насыпи от Косы Тузла до Тамани.
В общей сложности с начала 90-х годов прошлого века проектов нового украинско-российского моста было разработано около двух десятков. Более того, проектирование и строительство моста через Керченский пролив заложено в Транспортную стратегию РФ на период до 2030 года как одно из основных направлений развития транспортной инфраструктуры в Южном федеральном округе.
В настоящее время украинской стороной рассматриваются два основных проекта, работу над которыми можно начать уже в середине 2011 года. Первый, получивший название "Жуковский", предусматривает возведение моста протяженностью 6,3 км от населенного пункта Жуковка до косы Чушка. Это гарантирует увеличение железнодорожных и автомобильных подъездных путей соответственно на 13 и 46 км.
Согласно второму, "Северному" варианту, мост построят от мыса Фонарь до мыса Малый Кут. В таком случае его длина составит 10,25 км, а железнодорожные и автомобильные пути в регионе увеличатся на 24 и 49 км.
Пропускная способность "Крымского моста" должна составить около 10 млн человек ежегодно, а дорога из украинского Херсона в российский Новороссийск сократится на 450 км.
О своей принципиальной заинтересованности в реализации одного из этих проектов завили президент РФ Дмитрий Медведев и его украинский коллега Виктор Янукович, подписав 21 апреля 2010 года в Харькове соглашение о строительстве соответствующего моста.
Согласно его основным пунктам, комиссиям Минтранса двух государств предстояло выбрать нужный проект и подрядчиков, и к 2014 году – завершить работы по возведению конструкции.
Впрочем, до недавнего времени переговоры по "Керченскому плану" регулярно заходили в тупик. Украина подчеркивает, что в условиях относительно тяжелой экономической ситуации Киев попросту не в состоянии взять на себя даже половины необходимых расходов. В свою очередь, российская сторона сетует на отсутствие технического обоснования.
"Сегодня мы подошли к ситуации, когда нужно сделать серьезные подсчеты, сколько это будет стоить, и какая будет от этого отдача, - сказал журналистам Константин Грищенко. – Насколько мы можем себе позволить инвестировать в этот проект, и где взять средства – предмет серьезного разговора, который мы ведем".
Как бы там ни было, а дело, похоже, действительно сдвинулось с мертвой точки. На московском заседании подкомиссии по вопросам транспорта глава Минтранса РФ Игорь Левитин заявил, что ВЭБ, которому поручено финансирование проекта, уже проводит переговоры с возможными инвесторами, готовыми на взаимовыгодной основе сотрудничать с правительствами двух стран в этом вопросе.
А его коллега – глава Минифраструктуры Украины Борис Колесников выразил надежду на то, что при хорошем финансировании, возможному опять-таки благодаря "частному инвестору мирового уровня", удастся "приблизить момент открытия Моста дружбы".
"Мост дружбы" – еще одно неформальное, но очень яркое название новой конструкции, прочно вошедшее в лексикон украинских аналитиков. Прежде всего, потому, что район Керченского пролива в целом и прилегающей к нему Тузлинской косы неоднократно становился предметом жарких дискуссий, а порой и откроенных разногласий между Киевом и Москвой.
В 2003 году администрация Краснодарского края, предотвращая размыв морского берега, начала активно возводить дамбу от крайней точки Таманского полуострова до островов, принадлежащих Украине. Тогда Киев обвинил РФ в посягательстве на украинскую территорию, и конфликт удалось решить лишь после вмешательства президентов двух государств: строительство дамбы остановили.
"Переговоры по разграничению акватории продолжаются и сегодня, - сказала агентству "Транспорт сегодня" украинский историк транспорта Елена Андреянова. – И пока непонятно, на каких условиях по новому мосту будут курсировать железнодорожные составы и проезжать автомобили, и где именно в таком случае проляжет государственная граница между двумя государствами".
Она напомнила, что мост через Керченский пролив уже существовал, и выполнял стратегические транспортные задачи. Сооружение, возведенное из трофейных немецких материалов в 1944 году, соединяло Крым с Таманским полуостровом. После Великой Отечественной войны мост утратил свое значение, был разобран и заменен паромной переправой, соединивший Крым с Краснодарским краем.
Впоследствии в эксплуатацию были введены три автомобильных парома: "Ейск", "Керченский-1", "Керченский-2", "Анненков" и др.
"Заниматься продолжением укрепления паромной линии "Крым – Кавказ" или всецело заняться другими проектами в Керченском проливе – теперь зависит уже не столько от политиков, сколько от грамотных инженеров, - считает Елена Андрейко. – А в украинском обществе к этой идее в целом относятся скептически. Дескать, зачем нам мост, если в Советском Союзе от него отказались еще 60 лет назад? Вопрос, скорее риторический".
"Даже предварительная смета говорит о том, что на новый транспортный переход понадобится не менее $700 млн, - сказал агентству представитель инженерной группы Bridge Diary, неофициально выражающей желание принять участие в подряде, Роман Павленко. – Но, учитывая, что некоторые политики уже заявили о необходимости ускорить процесс строительства, цена может возрасти. И здесь опять-таки придется, забыв о разногласиях, приходить к общему знаменателю".
При этом по оценкам ряда украинских экспертов, объемы инвестиций в строительство моста потребуются куда более весомые – от $2 до $4 млрд.
В частности, они отмечают, что осуществлению проекта мешают серьезные технические трудности – прежде всего слабые грунты. Дно Керченского пролива – это жидкий и подвижный ил 50-метровой толщины. Кроме того, мост должен возвышаться над водой не менее чем на 65-70 метров, для того чтобы под ним могли проходить буровые платформы. Для этого нужны огромные сваи.
Скептики строительства моста также отмечают, что вложенные в мост деньги быстро не окупятся. По их словам, грузопотоки и пассажиропотоки между Крымом и Кубанью достаточно невелики, их с лихвой покрывают паромы, а железнодорожное паромное сообщение даже пришлось отменить.
Однако, по мнению председателя Совета министров Автономной республики Крым Василия Джарты, проект обеспечит экономический и социальный прорыв для всего Крыма за счет расширения связей с Краснодарским краем, развития дорожно-транспортной инфраструктуры и создания тысяч новых рабочих мест.
С ним согласны и многие российские эксперты, которые отмечают, что пока нет моста, нет и мотива для наращивания экономической, туристической и иной деятельности между странами.
По их оценкам, будущая Олимпиада в Сочи в 2014 году, и потенциальное мощное строительство на Северном Кавказе, а также развитие туризма в Крыму позволят значительно увеличить потоки грузов и пассажиров между странами.
Источник: Транспорт сегодня, Димитрий Бабич