Добро пожаловать на сайт "BridgeArt.ru: Искусство строить мосты"
-
04.12.2012 21:59
-
Обоснование инвестиций по строительству второго моста через Обь должно быть закончено до ноября 2013 года, что предусмотрено условиями контракта открытого конкурса на разработку предпроектной документации. Таким образом, почти двухлетние разговоры о том, нужен этот мост или не нужен, более не актуальны. Когда конкретно начнется строительство объекта, сколько он будет стоить, кто его построит и профинансирует и на каких условиях – эти вопросы пока остаются открытыми. Однако уже сейчас можно с уверенностью сказать, что необходимость во втором мостовом переходе в районе Сургута через крупнейшую водную артерию Западной Сибири не вызывает сомнений ни у общественности, ни у органов власти.

И правда, какие еще могут быть сомнения, если цифры статистики и отчеты экспертов весьма недвусмысленно говорят о следующем: без второго моста через Обь в районе Сургута весь Уральский регион может в одночасье оказаться в парализованном состоянии.

12 лет назад, в 2000-м,был пущен в эксплуатацию автомобильный мост, связавший Сургут и Нефтеюганск. Для своего времени это сооружение оказалось уникальным и даже попало в Книгу рекордов Гиннесса. Однако к сегодняшнему дню тот запас пропускной способности, который имел мост, исчерпан. Нет, он не выработал свой ресурс, более того, за счет регулярно проводимых осмотров и ремонтных работ (в 2010 году прошел первый плановый ремонт с заменой швов несущих конструкций) его прочность на сегодня сомнений у экспертов не вызывает. Вместе с тем этот мост, как и остальные автодороги Югры, стал заложником интенсивного социально-экономического развития региона. Когда в 1993 году мост только проектировался, расчетная интенсивность движения автотранспорта составляла 1200 физических единиц в сутки. Предполагалось, что к 2015 году эта цифра вырастет до 5000. Однако жизнь в подобные предположения внесла свои коррективы. Так что к сегодняшнему дню интенсивность движения по данному мосту составляет до 15,5 тысячи единиц автотранспорта в сутки, и этот показатель продолжает расти. Причем, что примечательно, количество транзитного транспорта составляет уже более половины. Кроме того, наблюдается и увеличение парка грузовых машин, в том числе имеющих массу, близкую к так называемой границе нормативной нагрузки. К росту количества проезжающего по данному объекту автотранспорта можно отнестись двояко. С одной стороны, это говорит о хороших темпах социально-экономического развития всего Уральского региона – Югра и Ямал остаются одними из немногих субъектов Федерации, которые живут в демографическом плюсе, и дают стране, в сумме, более 70% российской нефти и более 90% - газа. С другой стороны, сложившаяся транспортная сетка делает регион предельно зависимым именно от этого мостового перехода, и чем больше он пропускает автомобилей, тем быстрее изнашивается, так что какой бы конструкция ни была прочной, рано или поздно она придет в негодность. Вообще говоря, и Югре, и России в целом сегодня не хватает ни дорог, ни мостов, а выделяемых по факту средств на строительство и ремонт объектов автодорожной инфраструктуры так мало, что объекты, уже эксплуатируемые, часто приходят в негодность раньше нормативных сроков. И рушатся – то там, то тут: каждое четвертое сооружение (включая жилые дома и объекты соцкультбыта) обваливаются в России по причине нарушения условий и нормативных сроков эксплуатации. Скажем, минувшим летом по, конечно же, случайному стечению обстоятельств с промежутком в несколько дней рухнули сразу несколько мостов – в Самарской области, в Карелии, на Ямале. При этом за последние шесть лет было зафиксировано более 30 аварий, некоторые – с человеческими жертвами. Причин обрушения капитальных конструкций несколько. Это и въезд тяжелых грузовиков в мостовые опоры, и элементарное разгильдяйство, когда объекты строятся с прямыми нарушениями технологий, и ошибки проектирования. Однако, по существующей статистике, самой распространенной причиной обрушений является ненормированная эксплуатация, когда реальный грузопоток превышает расчетный, а ремонты проводятся реже, чем следовало бы. Именно в таком положении сегодня и находится действующий мост через Обь в районе Сургута. Поэтому вдвойне плохо то, что у этого моста на сегодняшний день нет альтернативы. Так что когда в 2010 году во время ремонтных работ на нем ограничивалось движение, неизбежно возникали пробки, иногда многокилометровые с временем ожидания до двух и более часов. Естественно, что в будущем подобные негативные тенденции будут только усиливаться. Выход — построить второй мостовый переход длиной более полутора километров через Обь в Сургутском районе. Реализация данного проекта, с одной стороны, позволит разгрузить действующий вантовый мост, а с другой – повысит транзитный потенциал Югры, который сегодня используется крайне слабо. Кроме того, это улучшит базу для региональной логистики и позволит транзитникам сэкономить время. Необходимо учесть, что бюджетных средств на объекты транспортной инфраструктуры сегодня катастрофически не хватает. Стоимость же строительства четырехполосного моста оценивается экспертами в 10-15 миллиардов рублей. Таким образом, объем расходов по проекту для бюджета может стать непосильным бременем. Поэтому определяются механизмы привлечения внебюджетных средств с последующим выкупом готового объекта. Одним из инвесторов может выступить дорожный комплекс Югры, который сегодня резко уменьшил объемы строительных работ. Объединившись в консорциум, предприятия предлагают правительству автономного округа использовать свои производственные и кадровые ресурсы для участия в данном инвестиционном проекте в доле до 20 процентов от его общей стоимости. Кто выступит в качестве соинвестора по проекту – вопрос пока открытый. Это могут быть банки, инвестиционные или пенсионные фонды. Это может быть один инвестор или целый пул. Нагрузка на бюджет, в первую очередь Югры, может быть снижена в том числе и в том случае, если проект по строительству второго мостового перехода через Обь в районе Сургута будет включен в уникальную по своей сути программу «Сотрудничество», суть которой в том, что три субъекта Федерации отчисляют налог на прибыль предприятий в бюджет Тюменской области и оттуда финансируют наиболее значимые объекты капитального строительства, непосредственно влияющие на социально-экономическое развитие всей Тюменской области. И второй сургутский мост через Обь – как раз один из таких объектов. Потому что в случае простого вывода на ремонт существующего автомобильного моста, который и так еле справляется с транспортным потоком, произойдут необратимые последствия, которые могут повлиять не только на Тюменскую область, но и в целом на экономику страны. Ведь Ханты-Мансийский округ дает России около 60 процентов всей нефти, а Ямал – около 80 процентов газа, что и составляет основу экономики страны. Таким образом, необходимость строительства моста-дублера обусловлена вопросами стратегической безопасности страны. Согласно Транспортной стратегии России, Сургут попадает в перекресток международных магистралей Север – Юг и Запад – Восток, и любые проблемы, которые существуют в этом перекрестке, требуют безотлагательного решения.

Источник: ИД Новости Югры