Строительство мостов
Харбор-Бридж, без всякого сомнения, относится к самым красивым мостам мира. Из-за своего центрального расположения в заливе Сиднея, недалеко от всемирно известного оперного театра, мост стал символом Австралии и является одним из наиболее посещаемых мест среди туристов.

Рассуждения по поводу строительства моста начались в 1888 году с создания Королевской комиссии, задача которой заключалась в оценке различных предложений. Условия для планирования были разнообразны: требовался основной пролёт около 500 метров и надлежащая высота, дабы не мешать судоходству в порту. Поначалу комиссия отклоняла все предложения и разрешила подавать следующие 40 лишь в промежутке с 1896 года по 1903 год. Но опять же, не было принято никакого решения по поводу проекта. В 1922 году правительство штата Новый Южный Уэльс (New South Wales, NSW) объявили всемирный конкурс, чтобы наконец-то продвинуть строительство моста вперед. В этот раз было представлено в общей сложности 20 предложений, в том числе и предложение Джона Брэдфилда, который работал в качестве главного инженера Харбор-Бридж.
Брэдфилд был родом из Австралии, он изучал в Сиднее строительный инжиниринг. После одного, по-видимому, впечатляющего события он отклонил свое собственное предложение. Этим событием стало посещение моста Хилл Гейт Бридж (Hell Gate Bridge) в Нью-Йорке, спроектированного Густавом Линденталем. Этот стальной арочный мост, пересекающий судоходный пролив Ист-Ривер, сильно повлиял на Брэдфилда и, в конце концов, было принято решение остановиться на проекте британского сэра Ральфа Фримена, который предоставил очень похожую на нью-йоркский Хилл Гейт Бридж конструкцию.
В 1926 году можно было начинать фундаментные работы. В конструкции арочных мостов, как правило, должна присутствовать опалубка, которая статично её держит до тех пор, пока арка не будет закрыта, и которая сможет её поднять. Однако сиднейский Харбор-Бридж пересекает залив в самом глубоком его месте и естественно здесь очень плотное корабельное движение. Поэтому вопрос с опалубкой был снят и нужно было рассматривать другой вариант. Было принято решение построить на каждой стороне половину арки, потом их постепенно протянуть над заливом и соединить. Для этого использовались специальные краны, и уже 20 августа 1930 года арки, наконец, соединили.

В феврале 1932 года мост был окончательно достроен и был торжественно представлен тогдашнему премьеру Джеку Лангу. Немного времени спустя, после завершения строения, из-за внешнего вида моста жители Сиднея дали ему прозвище «Old Coat Hanger» (старая вешалка).

Сиднейский Харбор-Бридж гораздо длиннее моста Хилл Гейт Бридж. По окончанию работ он должен был быть самым длинным стальным мостом в мире. Однако строитель Отмар Герман Амман, который всего несколько недель назад соорудил мост Байонн Бридж (Bayonne Bridge), сделал это заявление спорным. Мост Байонн, пересекающий пролив Килл Ван Кулл в Нью-Йорке, оказался длиннее от моста Харбор-Бридж. Несмотря на это Харбор производит впечатление на окружающих своей архитектурой и внушительными размерами. Его основной пролет составляет 503 метра, длина и ширина – 1 149 метра и 49 метров соответственно.
Вместе с сиднейским оперным театром мост Харбор-Бридж является одним из самых узнаваемых австралийских достопримечательностей. Если на него взобраться, откроется панорамный вид на весь город, а это, согласитесь, прекрасная цель для проведения экскурсии.
Автор: Роман Гич
Источник: Australia.BY