Проектирование мостов
Источник: Газета Владивосток №2094 за 09/02/2007
Автор: Нелли МИЗЬ
С момента присоединения Уссурийского края к России остров Русский - неотъемлемая часть Владивостока. При этом долгое время остров напоминал ценность, приобретенную впрок. Планомерное его освоение до 90-х гг. ХIХ века, равно как и активная застройка, были невозможны из-за банального недостатка сил и средств.
|
Остров Русский, 1901 г. |
Развитие острова (с ростом Владивостока он попал в сферу интересов военного ведомства) в первую очередь предполагало прокладку грунтовых дорог. Сейчас их общая длина составляет здесь 170 км. Но при этом надо подчеркнуть - дороги на Русском строились. До сих пор, спустя больше 90 лет, сохранились в идеальном состоянии целые участки. Для их прокладки вырубался лес, готовилось дорожное полотно овального профиля, и только после этого на него выкладывали камень. Роль «брусчатки» играл песчаник-плитняк, который добывали здесь же, на острове. В завершение мощение засыпалось слоем дресвы - крупным песком: это обеспечивало равномерный сток воды во время дождей, вот почему дорога так хорошо сохранилась. Помогала этому также специальная система отвода воды. На обочинах обустраивались короба стока из того же плитняка, а чтобы они не переполнялись водой во время тайфунов, под полотном дороги на определенном расстоянии готовился водотвод.
Там, где встречались ручьи, сооружались каменные мосты, которые с успехом служат до сих пор. Такие дороги эксплуатировались довольно долго, совершенно не требуя ремонта. К сожалению, во второй половине прошлого столетия с появлением тяжелой автомобильной и дорожно-ремонтной техники большая часть старых дорог стала все чаще выходить из строя.
Это может показаться странным, но небольшой остров, не связанный непосредственно с материком, имел железную дорогу. Первый ее участок появился здесь на рубеже ХIХ-ХХ веков. Его прокладка связана со строительством, а затем - и эксплуатацией артиллерийских батарей на Ларионовском полуострове. Для этих целей служили сборно-разборные, легкие в монтаже «декавильки» - узкоколейные железные дороги для легких платформ. На них в качестве тяговой с одинаковым успехом использовалась как конная, так и людская сила - доставлялись снаряды к орудиям батареи. Позже появились участки узкоколеек в районе бухт Рында и Мелководная. А в советское время проложили участки узкоколейки, чтобы подвозить уголь на электростанцию близ мыса Проходного, а также песок на Ворошиловскую батарею.
Полноценная железная дорога с широкой колеей появилась на острове в 1932 г., когда сооружалась Ворошиловская батарея. У мыса Полонского соорудили станцию депо, а вдоль юго-восточного берега бухты Новик отсыпали насыпь, уложили шпалы с рельсами вплоть до подножия сопки высотой 116,7. Серийный паровоз, снятый с Забайкальской железной дороги, доставлял сюда металлоконструкции, машины и механизмы, стволы и броню башен.
Что касается моста, о нем мечтало не одно поколение жителей острова Русского - чтобы была быстрая и надежная связь с «материком». Пока такая возможность изредка появляется лишь суровой зимой, когда мощный лед позволяет не только пешком, но даже на машинах преодолевать 750 метров «дороги жизни»: с западного выхода Босфора-Восточного до мыса Токаревского.
Известно, что первый проект моста был разработан в 1939 году. Он предусматривал несколько вариантов - от двух до шести пролетных секций. Перебросить его рассчитывали от мыса Токаревского до острова Елены. Он предназначался для железнодорожной артиллерии. Далее участок железной дороги выходил на канал и через небольшой мостик на полуостров Саперный. На самом Русском должны были разместить 50 км железной дороги с пятью станциями маневренной развязки. Но в связи с началом войны строительство моста пришлось отложить.
|
Чертеж моста от мыса Токаревского до острова Русского. 1939 г. |
Второй проект моста на остров Русский разрабатывался в 1965-1968 гг., во времена строительства Большого Владивостока. В связи с тем, что расширение и развитие морского порта могло нанести ущерб исторической части застройки Владивостока, решено было использовать для этих целей Русский. К тому же при интенсивном развитии инфраструктуры остров виделся прекрасной зоной отдыха горожан. Хабаровскому научно-исследовательскому институту железнодорожного транспорта было поручено разработать проекты моста и подземного тоннеля для электропоездов. Ученые с задачей справились, но мост так и не появился - Русский был занят военными, так что ни о каком отдыхе трудящихся говорить не приходилось.
Очередной современный вариант моста на остров Русский, который должен быть переброшен с полуострова Назимова. Но он разрушит одну из самых уникальных частей Владивостокской крепости - Южный рубеж обороны, который возводили накануне Русско-японской войны 1904-1905 гг. К тому же по протяженности (1,6 км) этот мост будет почти в три раза превосходить тот, что предлагался до мыса Токаревского.