Сбор нагрузок и расчет по грунту фундаментов опор автодорожных, железнодорожных и пешеходных мостов
ООО Малое инновационное предприятие Технопарк МАДИ

Мост убил Царицу

Астраханскому мосту Волгограда, вступившему в строй в 1964 году, исполнилось полвека.

Мост убил Царицу

Молодежь Волгограда и области реку Царицу, отделявшую в свое время центральную часть города от его зацарицынской части, видела, в лучшем случае, на фотографиях. Не каждый знает, где она была и куда делась. А между тем эта небольшая, казалось бы, речка имела в свое время нрав крутой и трудно предсказуемый.

Коварная река

Уровень воды в реке Царице мог изменяться внезапно. Нередко из-за этого на ней случались водовороты, появлялись невесть откуда взявшиеся течения. «Царица играет», – говорили в подобных случаях жители города. Купаться в ее водах было по этим причинам небезопасно. Так, например, весной 1889 года сильный ливень, прошедший в верховьях Царицы, привел к чудовищным последствиям. Двигавшаяся по течению реки стена воды свыше четырех метров высотой сносила все на своем пути. Она легко валила многолетние деревья, крушила и встречавшиеся там постройки. Досталось от нее и первому в истории мосту, возведенному в конце шестидесятых годов позапрошлого века.

Разбушевавшаяся речка выворотила поддерживавшие его сваи, унесла с собою в Волгу пришвартованные возле моста баржи и другие суда.

Астраханскому мосту Волгограда, вступившему в строй в 1964 году, исполнилось полвека.

Сейчас про наш первый местный виадук известно очень мало.

Сохранились разве что сведения, что был он целиком деревянный и назывался Астраханским (видимо, потому что являлся продолжением улицы Астраханской (ныне – улица Советская). Другая версия объясняет такое наименование тем, что располагался этот мост в направлении к городу Астрахань. Второй мост, на смену разрушенному, построен был в том же девятнадцатом веке практически там же и простоял до лета 1912 года. Имел он шесть опор и соответственно семь пролетов.

Изначально мост был также деревянным, но в 1910-1911 годах по решению городской управы на его месте был возведен новый, бетонный, хоть и с деревянными парапетами.

Необходимость строительства такого сооружения вызвана была предстоящим скорым запуском нового для Царицына тех лет вида транспорта – трамвая.

А в октябре 1926 года управление губернского инженера рассмотрело проект еще одного виадука через реку Царицу, выполненный техником подотдела благоустройства ГубКО Летушовым.

Сначала власти города хотели возвести временный мост рядом с трамвайным, но затем решили, что лучше благоустроить в этих целях так называемый кулыгинский взвоз, перемостив его и сделав несколько отложе. Это была дорога, начинающаяся примерно от нынешней станции скоростного трамвая «Площадь Чекистов» и идущая в сторону нынешнего Центрального роддома.

Северо-восточная часть «кулыгинского» моста находилась между бывшей ватной фабрикой, принадлежавшей до революции фабриканту Бубнову, и мыловаренным заводом, принадлежавшим другому местному богатею, Кулыгину. А юго-западная часть взвоза располагалась близ бывшего горчичного завода «Заря». Протяженность этого моста без учета подъездных путей составляла всего сорок два метра.

Павший под бомбами

В 1936 году властями Сталинграда решено было по-новому оформить старенький Астраханский мост. Проект переустройства был вскоре выполнен городской архитектурно-планировочной мастерской. Прежний стиль при этом сохранялся в основном, но деревянные парапеты были заменены на железобетонные. Они были украшены также башенками из металлических прутьев, увенчанными матовыми шарами с мощными электролампами внутри. Подъезды к мосту со стороны центра города и Ворошиловского района асфальтировались. Откосы, ведущие от него к реке Царице, озеленялись, а вдоль обновленных парапетов оставлялась свободная площадка, на которой предполагалось по весне высаживать цветы.

Летом 1942 года, в пору начала Сталинградской битвы, по воспоминаниям очевидцев, по Астраханскому мосту жителей южной части города доставляли к причалам для эвакуации за Волгу. А когда город подвергся массированным бомбардировкам, на мост вдруг ворвался обезумевший от грохота разрывов слон, убежавший из цирка…

Сам этот мост был вскоре уничтожен при бомбежках. После войны его пришлось довольно спешно восстанавливать.

– Я помню эти два моста через Царицу! – поделился воспоминаниями старожил города-героя, скульптор, народный художник России Виктор Фетисов. – Один из них был деревянный, его долго еще не ломали. А по другому ездили трамваи первого маршрута, шедшие до рынка. В Дом пионеров на занятия ездил я на велосипеде по старому Астраханскому мосту, который был примерно там, где ныне ресторан «Маяк» находится. Был он гораздо короче, чем нынешний. Шесть стоек было у него, две опоры были у берегов Царицы, а остальные в воде находились.

Засыпанные землей дома

Строительство же нынешнего моста через Царицу, по уже сложившейся в городе традиции также получившего название Астраханского, началось в 1958 году. Проект выполнили архитекторы института «Волгоградгражданпроект» Ефим Левитан, ставший позднее почетным гражданином Волгограда, и Надежда Оранская. Конструкторы – Борис Рябов и Константин Сизов, начальник-инженер – Юрий Трегубов. В эксплуатацию новый мост сдали полвека назад, в 1964 году.

Нынешний Астраханский мост имеет колоссальное значение для города. Это один из немногих способов попасть на транспорте из Центрального района в Ворошиловский. Общая длина – немногим менее трехсот метров. Высота подъема арок – двадцать метров.

Нынешний Астраханский мост имеет колоссальное значение для города

Возведение в начале второй половины прошедшего века плотины Волжской ГЭС сильно изменило со временем нрав реки Царицы. Она начала постепенно мелеть, превращаясь в верховьях в пересыхающий временами ручей. Но городские власти той поры не стали думать о возможных мерах по спасению реки. Напротив, вместо этого было решено упрятать Царицу в трубу, подняв одновременно посредством насыпного грунта уровень дна ее русла. Колоссальный объем земляных работ был тогда произведен: дно современного оврага пришлось поднимать на несколько метров чуть ли не по всей ширине! При этом засыпанными оказались многие старые дома, стоявшие у берегов бывшей реки Царицы, а также и ее прибрежные сооружения, которые еще не позабыли старожилы города.

На рубеже минувшего и нынешнего столетий Астраханский мост был отремонтирован и несколько расширен. А в 2007 году властями города планировалось начать строительство еще одного, более современного моста через пойму Царицы, который должен был соединить собою улицы Советскую и Циолковского. Предполагалось, таким образом, воссоздать в осовремененном варианте старый торговый деревянный мост города, на котором некогда размещали свои лавки царицынские ремесленники и мелкие торговцы. В отличие от своего предшественника, однако, новый мост задуман был как четырехуровневый и должен был стать, по сути дела, новым крупным городским торгово-развлекательным центром. Проект этот, однако, как и множество других идей облагородить пойму Царицы, пока остался только на бумаге…

Врез: Теперь многие волгоградцы и гости города, двигаясь пешком либо на транспорте по Астраханскому мосту, не подозревают о том, что близ него закопанными в землю остаются по сей день даже капитальные кирпичные здания высотой в несколько этажей.

Источник: "Волгоградская правда.ру", Александр Литвинов


 
 

 

Транспортные сооружения - научный журнал

Блог о расчeтах мостов

СК Стройкомплекс-5