01 - 10 - 2020
SOFiSTiK – универсальный программный комплекс, использующий метод конечно-элементного анализа
Сбор нагрузок и расчет по грунту фундаментов опор автодорожных, железнодорожных и пешеходных мостов
ООО Малое инновационное предприятие Технопарк МАДИ

Инновации в мостостроении

Инновационные технологии в строительстве, эксплуатации, ремонте и реконструкции транспортных сооружений

Так как предполагается разработка автоматизированной системы управления технико-эксплуатационным состоянием мостовых сооружений Нижегородской области, то был рассмотрен опыт применения автоматизированной системы управления технико-эксплуатационным состоянием на примере моста Рион - Антирион через Ионическое море.

С сообщением на эту тему выступил главный инженер проекта французской фирмы «Адвитам» Александр Шаперон.

Он отметил, что фирма «ADVITAM», филиал объединения «Фрейссине», разработала методику экспертизы и уникальную в своей области систему надзора, управления, технического содержания и инструментального оснащения сооружений.

Поддержание здорового состояния конструкций обеспечивается работами по техническому обслуживанию и ремонту. Для оптимизации этого процесса, эти работы определяются уже на стадии строительства и становятся частью долгосрочного управления. Но эффективность долгосрочного управления снижается из-за недостатка информации о реальном состоянии конструкций, что влечет за собой увеличение стоимости технического обслуживания по причине излишне активных действий, или недостаточно целенаправленных, или, иной раз, выполняемых в срочном порядке. Такие действия не обеспечивают гарантий заказчику и не освобождают управляющие структуры от «неприятных сюрпризов» и, в конечно итоге, от уязвимости конструкции, которой можно было бы управлять, воздействуя на ее причины.

Роль «ADVITAM» состоит в том, чтобы предоставить управляющей структуре эту информацию в нужный момент, для принятия превентивных мер в лучших условиях. Эта цель в основном достигается благодаря двум дополнительным системам: инструментальному оснащению конструкции (постоянные данные о сооружении); руководству по обследованию и техническому обслуживанию (точечные обследования и контроль, превентивный анализ и обслуживание).

Существующие и вновь создаваемые сооружения, какими бы величественными они ни были, подвержены старению, разрушению и воздействию природных явлений, сила которого возрастает тем больше, чем сложнее и масштабнее сама конструкция. Принимая во внимание тот факт, что требования к долговечности подобных объектов все более и более ужесточаются, а расчетный срок эксплуатации в 100 лет становится на сегодня нормой, проблема старения материалов выходит на первый план.

Анализ рисков является отправной точкой интеграции процесса старения в стратегию долгосрочного управления объектом. Конструкция подвергается анализу в ее проектном состоянии. «ADVITAM» разработал методику, основанную на технологиях анализа промышленных рисков.   Этот метод позволяет оценить совокупность рисков, которые потенциально могут повлечь за собой старение сооружения, и классифицировать их по шкале критичности. Каждый критичный риск становится затем предметом разработки стратегии оптимального управления. Для каждого элемента конструкции, учитываются только факторы, действительно влияющие на его старение, что позволяет определить необходимые и достаточные способы наблюдения и разработать пакет превентивных мероприятий. Непредвиденные риски, возникающие в ходе эксплуатации, такие как повреждения, причиняемые транспортными средствами, или риски, связанные с проведением работ по реконструкции сооружения, также анализируются и учитываются в проекте управления объектом. В случае, когда традиционных мер контроля не достаточно для управления рисками, анализ этих рисков приводит к пониманию необходимости в инструментальном оснащении объекта, что в дальнейшем влечет за собой точное определение системы приборного оснащения объекта для наблюдения за его состоянием. Поскольку каждый датчик такой системы предназначен для ответа на определенную потребность, использование получаемых таким образом данных осуществляется в логических пределах, что позволяет избежать перенасыщения данными. Такой совокупный подход обеспечивает предоставление организации, управляющей данным объектом, полноценной и логичной информации.

Система наблюдения за конструкцией моста Рион - Антирион в Греции и окружающей средой была разработана и установлена фирмой «ADVITAM» и основана на проработке рисков, осуществленной совместно проектировщиком, генподрядчиком и эксплуатирующей организацией.

Мостовой переход между двумя городами Рион и Антирион, лежащими на противоположных берегах Коринфского пролива, состоит из главного моста протяженностью 2252 м и шириной 27,2 м и двух подходных мостов длиной соответственно 392 и 239 м, каждый на «своем» берегу пролива. Главный мост расположен на площадке с исключительными характеристиками: глубина воды 65 м, большая толщина слабых грунтов на дне пролива (скальный грунт залегает, возможно, на глубине, превышающей 500 м от уровня поверхности дна), высокая сейсмическая активность с замедленными, но мощными тектоническими перемещениями. Безусловно, если бы каждое из перечисленных обстоятельств действовало в отдельности, проектирование моста не вызвало бы особых сложностей, однако совместное их воздействие заставило прибегнуть к вполне нетрадиционным решениям. Ввиду того, что сейсмическая активность на площадке чрезвычайно высока, становится очевидным, что потенциальное землетрясение приведет к возникновению неблагоприятных сил взаимного воздействия грунта и конструкции, независимо от местоположения опор моста. Ввиду того, что эти большие по величине силы должны быть восприняты слоями слабого грунта, возведение фундамента опоры любого типа при глубине воды более 60 м вызывало причины для серьезного беспокойства.

 Фото 17. Общий вид главного моста

Фото 17. Общий вид главного моста

 


Новости ФОРУМА
 
 

 

Транспортные сооружения - научный журнал

Кафедра Транспортное строительство СГТУ

Блог о расчeтах мостов Портал мостостроителя

Ingener.kz: Всё для инженеров

СК Стройкомплекс-5