26 - 02 - 2020
SOFiSTiK – универсальный программный комплекс, использующий метод конечно-элементного анализа
Сбор нагрузок и расчет по грунту фундаментов опор автодорожных, железнодорожных и пешеходных мостов
ООО Малое инновационное предприятие Технопарк МАДИ

Новости мостостроения

Мост через Волгу признали небезопасным!

Сегодня в Администрации города Костромы состоялся брифинг для журналистов заместителя главы Администрации Юлии Хромушиной. Юлия Александровна сообщила об итогах обследования моста через реку Волга в Костроме, проводившихся в августе-сентябре 2014 года.

 Мост через Волгу в Костроме

Костромской автодорожный мост — единственный автодорожный мост через Волгу на участке между Ярославлем и Кинешмой. Длина моста 1236 м, сооружён «Мостотрядом № 6» по проекту института «Гипротрансмост» и открыт для движения автотранспорта и пешеходов 12 сентября 1970 года.

Уникальность моста – в его конструкции. При строительстве использовалась индивидуальная технология изготовления пролетных конструкций на месте строительства: блоки армировались непосредственно на объекте в ходе монтажа, арматура сжималась при помощи домкратов в открытых каналах, бетонировалась, вся конструкция набирала необходимую прочность и аналогичная работа продолжалась на следующих участках пролета.

В 2006 году ООО «Институт «ПроектМостреконструкция» (г. Саратов) проведено первое обследование моста и получено заключение о необходимости выполнения ремонтных работ. При проведении обследования было выполнено подводное обследование фундаментов русловых опор моста, однако обследование преднапряженной арматуры не проводилось.

Рабочий проект «Ремонт мостов через реку Волгу и реку Кострому в г. Костроме» разработан указанной выше организацией в 2008 году. Стоимость ремонта в ценах 2008 года составила 362 млн. рублей, в текущих ценах стоимость составляет 600 млн. рублей.

В 2011 году было принято решение о проведении текущего ремонта моста на первоочередных проблемных участках:
- ремонт деформационных швов на съезде с моста на ул. Кооперации;
- восстановление защитного слоя покрытия на отдельных участках;
- ремонт асфальтобетонного покрытия на всей площади мостового сооружения, включая съезд с моста и тротуары.

Финансовые средства на проведение данных работ были выделены в 2013 году. Для проведения работ был заключен муниципальный контракт с ГПКО «Костромское ДЭП-3». Работы по ремонту моста были завершены 1 августа 2013 года.

Выявленные в 2012-2014 годах протечки по стыкам блоков и трещины в клееных стыках свидетельствуют о наступлении принципиально иной ситуации в эксплуатации конструкции, требующей проведения специального обследования моста.

В августе 2014 года с ЗАО «Институт «ИМИДИС» заключен муниципальный контракт на проведение обследования. Первоначально планировалось, что обследование обойдется бюджету города в 5 млн. рублей, однако по результатам конкурса цену удалось снизить до 2 млн. 200 тыс. рублей. С 18 августа текущего года проводилось обследование по типу В - обследование с целью разработки проекта ремонта или реконструкции моста со сбором всей необходимой информации для проектирования.

Обследование завершено 19 сентября 2014 года, представлен научно-технический отчет по предпроектному обследованию моста через реку Волга.

Обследование состояло из нескольких этапов, в том числе
- Визуальный осмотр, результатом визуального обследования является Ведомость дефектов и повреждений с указанием их параметров и фотоиллюстрациями. Наиболее опасные, а также характерные повреждения и дефекты, отражаются в эскизах.
- Инструментальное обследование – проводится с целью определения фактического положения элементов конструкции, исследования свойств и характеристик примененных материалов, определения значений напряженно-деформированного состояния в элементах конструкции пролетных строений, оценки транспортно-эксплуатационного состояния проезжей части.

Данное обследование проводилось в ночь на 21 августа 2014 года с 01:00 часов до 05:00 часов. Движение всех транспортных средств по мосту через реку Волга было закрыто.
Работы по инструментальному обследованию моста выполнялись без вскрытия асфальтобетонного покрытия, с применением высокотехнологичных инструментов и оборудования. Принцип выполняемых измерений – определение напряжений, возникающих в железобетонных конструкциях пролетных строений под нагрузкой. Предварительно в коробках опор моста были установлены датчики на самих стыках и рядом, там же находились специалисты – исследователи.

Данные исследования проводились в несколько этапов: первые 2 этапа - в движении, 3 этап - в статическом режиме.

Для первых двух этапов по мосту медленно передвигались 4 груженых машины общим весом 120 тонн, со скоростью 10 км/час.
1 этап – испытание работы восьми выбранных стыков пролетных строений моста. Датчики фиксируют деформацию стыков в микрометрах. По результатам исследования делается вывод о том, надежно ли обжаты стыки под нагрузкой.
2 этап – исследование напряжений в бетоне, возникающее в более загруженных точках пролетного строения в зависимости от положения нагрузки. Напряжение измеряется в кг/см2. По результатам исследования делается вывод о фактической грузоподъемности моста.

Для проведения 3-го этапа исследований, груженые машины одновременно останавливаются в определенных точках. В ходе статических испытаний, определяется напряжение (в кг/см2) в бетоне пролетного строения методом частичной разгрузки:
- до установления нагрузки,
- во время максимальной нагрузки,
- после снятия нагрузки.

По результатам проведённого обследования мостового перехода через реку Волгу в городе Костроме можно оценить его основные потребительские свойства – грузоподъемность, долговечность и безопасность.

Грузоподъёмность

В наиболее ответственных конструкциях моста через реку Волгу – рамно-консольных пролётных строениях – не было обнаружено факторов, которые отрицательно влияли бы на несущую способность.

Совокупность приведённых в заключении результатов обследования и испытаний позволяет говорить о том, что целостность конструкций пролётных строений моста через реку Волгу в настоящий момент обеспечена, его несущая способность находится на уровне не ниже проектной.

Однако разные типы несущих конструкций эстакады правостороннего съезда пострадали в различной степени.

Еще на стадии визуального осмотра в процессе обследования, Администрацией города Костромы были приняты срочные меры по недопущению дальнейшего разрушения балки над опорой № 11. Совместно с МКУ «Дорожное хозяйство», ООО «Сервис-МОСТ» и специалистами ООО «ИМИДИС» было проведено совещание, в результате которого были разработаны рекомендации по устранению разрушений, была составлена смета на ремонт вертикальных ребер и торцов ж/б балки съезда с моста на опоре №11. Стоимость работ составила порядка 94 тыс. рублей. В сентябре месяце ООО «Сервис-МОСТ» были выполнены работы по восстановлению слоя бетона в месте опирания балки на опору и 6 октября текущего года приняты в эксплуатацию.

Долговечность

Насущной проблемой любой строительной конструкции является надёжная защита от неблагоприятного воздействия природных факторов. Для мостовых сооружений актуально обеспечение сохранности в первую очередь несущих конструкций – пролётных строений и опор – и здесь на первую роль выходят герметичность деформационных швов и гидроизоляции, оберегающих от попадания влаги с проезжей части. Деформационные швы не справляются с этой задачей по причине частичного либо полного разрушения водоотводных лотков.

Таким образом, назрела необходимость модернизации системы водоотвода. В связи с этим нужно провести комплекс плановых мероприятий, реализуемых в составе специально разработанного проекта.

Безопасность и комфорт движения

Исходя из степени развития имеющихся недостатков, безопасность движения автотранспорта и пешеходов по основному ходу моста и эстакаде правостороннего съезда можно признать удовлетворительной с ограничениями.

Ограждения безопасности на мосту морально устарели, рекомендуется рассмотреть вопрос об их замене на современную барьерную конструкцию.

Рекомендации по ремонту и эксплуатации

Комплексный анализ технического состояния сооружения подводит к необходимости его модернизации, и осуществить её целесообразнее всего в рамках капитального ремонта.

В 2008 году ООО «Институт «Проектмостореконструкция» был разработан проект ремонта исследуемого мостового перехода, большая часть базовых мероприятий, которые требуется выполнить для восстановления основных потребительских свойств сооружения, в нём уже предусмотрены. Принимая во внимание этот факт, авторы Отчёта рекомендуют выполнение корректировки данного проекта в части возросших за последние шесть лет объёмов повреждений.

Средства на корректировку проекта будут заложены в бюджете города Костромы на 2015 год. Кроме того, будут выделены средства на проведение комплекса технологических процессов, обеспечивающих периодическое удобное и безопасное выполнение работ по содержанию мостового перехода.

Источник: Администрация города Костромы

Последние статьи

Новости ФОРУМА
 
 

 

Транспортные сооружения - научный журнал

Кафедра Транспортное строительство СГТУ

Блог о расчeтах мостов Портал мостостроителя

Ingener.kz: Всё для инженеров

СК Стройкомплекс-5