27 - 02 - 2020
SOFiSTiK – универсальный программный комплекс, использующий метод конечно-элементного анализа
Сбор нагрузок и расчет по грунту фундаментов опор автодорожных, железнодорожных и пешеходных мостов
ООО Малое инновационное предприятие Технопарк МАДИ

Новости мостостроения

Вантовый юбилей Петербурга

Десять лет назад одним уникальным мостом в северной столице стало больше. Уникальность этой переправы через Неву очевидна. Если все остальные мосты через главную артерию города разводные, то вантовый, он же Большой Обуховский, так высоко взмыл над Невой, что ему разновеликие суда не страшны. Трудяга-юбиляр отмечает праздник скромно, по-рабочему.

Вантовый юбилей Петербурга

Идея строительства неразводного моста через Неву появилась давно, но в разное время планов громадье сдвигала та или иная более весомая причина. Отсутствие круглосуточной автомобильной связи считали технической неизбежностью, мол, город разделен на сектора так, что скорая помощь или пожарная правобережья левобережью не нужны. А граждане, которые приезжают на вокзал или прилетают в Пулково, дождутся свода мостов или открытия метро. Всерьез о первой неразводной переправе стали говорит лишь в конце XX века, и лишь в начале «нулевых» специализированной организации «Институт Гипростроймост Санкт-Петербург». Стоит отметить, мостостроение – одно из отраслевых направлений в деятельности этой организации. Тем более мостостроение – вантовое.

Вантовые мосты – один из видов более широкого класса подвесных мостов, среди которых наиболее распространенными являются висячие мосты. Особенно много висячих мостов сооружают в горной местности: над речками, каньонами и расщелинами. Однако у подобных конструкций есть существенный недостаток: практически невозможно обеспечить достаточную их устойчивость, необходимую для прохождения железнодорожного и автомобильного транспорта. По этой причине такие мосты обычно используются в качестве пешеходных. В классических висячих мостах дорожное полотно крепится на вертикальные тросы, соединенные с протянутыми по всей длине конструкции основными несущими тросами. В вантовых мостах применена другая статическая конструкция: стальные тросы (ванты) располагаются наклонно и соединяют пролетную часть со специальными опорами (пилонами). Благодаря этому удается достичь оптимального сочетания казалось бы взаимоисключающих качеств: жесткости, устойчивости и сейсмостойкости, что предполагает достаточную гибкость. Вантовые мосты успешно используются и в качестве железнодорожных, и в качестве автомобильных.

Строительство первой очереди неразводного моста в составе кольцевой автодороги вокруг Петербурга началось весной 2001 года и происходило с двух берегов по направлению друг к другу одновременно. Чтоб строительство шло эффективно объект разбили на две части. Так, первый мост был сдан чуть позже намеченного изначально срока, то есть 15 декабря 2004 года, а вторая часть, она же второй мост – тремя годами позднее. В организации, которая занималась проектированием моста, институте Гипростроймост Санкт-Петербург, уверены: с точки зрения аэродинамики возведение двух мостов в непосредственной близости друг от друга – задача достаточно неординарная. В мире немного примеров подобных решений – например, Second Meiko Bridge в Японии, построенный в 1997 году, с центральным пролетом 405 м, расстояние между мостами 50 м.

Чтоб максимально удешевить строительство и сократить время возведения, а также уменьшить затраты на последующую эксплуатацию было решено на новом уникальном мосту не создавать пешеходных зон, к примеру. Но и без этих изъятий мост получился чрезвычайно затратным. Так, пилоны, на которых висят пресловутые ванты – по 127 метров в высоту, и если иметь в виду, что главных пилонов четыре... Как заметили в руководстве организации, которая занималась сооружением этого транспортного гиганта, а это ОАО «Мостостроительный отряд №19», 127-метровые металлические пилоны Большого Обуховского моста – самые высокие технологические сооружения северной столицы, которые переросли шпиль собора Петропавловской крепости, который, шпиль, считался долгое время самой высотной точкой города. Выше только телебашня у Кантемировского моста, она 310 метров в высоту.

Совершенно очевидно, при создании таких высотных сооружений возникают определенные технологические сложности. Тем более что для отечественного мостостроения с его мощностями и оборудованием возведение вантовых мостов является существенным новшеством. А металлические пилоны даже в практике мирового мостостроения применяются достаточно редко. Специально для их сооружения генподрядчик строительства приобрел кран Potain грузоподъемностью 40 тонн и высотой 160 метров. Субподрядной компании ОАО «Мостотрест», работавшей на сооружении правобережного пилона, также пришлось купить специальное оборудование – кран Libher на гусеничном ходу грузоподъемностью 300 тонн. Безусловно, строительство вантовых мостов требует применения новой техники.

На начало XXI века Большой Обуховский мост считался крупнейшим в России двухпилонным вантовым мостом. Высота пролетной части над поверхностью воды (подмостовой судовой габарит) составляет 30 м. Общая длина моста – 995 м, длина среднего пролета – 382 м. Одной из интересных особенностей этой конструкции является применение особых вантов, созданных в соответствии со специальной швейцарской технологией. Каждый вант формировался непосредственно в процессе сооружения моста из последовательно натягиваемых прядей (металлических тросов), общая длина которых составила 900 км. Эта оригинальная, многообещающая технология ранее не применялась на территории России.

Накануне юбилея, сообщает Федеральное дорожное агентство, на Большом Обуховском мосту поменяли освещение. Работы вели четыре дня, монтаж проводили в основном ночью, чтобы не мешать движению машин. И вот накануне вечером вместо устаревших желтых фонарей дорогу осветили светодиоды. Этот участок Кольцевой может стать самым безопасным. Как считают эксперты, белый свет новых фонарей комфортнее для глаз, должен помочь автомобилистам избежать аварий. К тому же, старые натриевые светильники часто ломались, не выдерживая вибрацию от проходящего транспорта. На новые фонари дают гарантию пять лет. В планах – оснастить светодиодными лампами всю Кольцевую. Правда, вначале специалисты внимательно изучат, как новые светодиодные лампы перенесут зиму. Если нареканий не будет, в ближайшие четыре года белым светом засияет вся Кольцевая.

Источник: Муниципальный вестник SpbNarod, Дмитрий Московский

Последние статьи

Новости ФОРУМА
 
 

 

Транспортные сооружения - научный журнал

Кафедра Транспортное строительство СГТУ

Блог о расчeтах мостов Портал мостостроителя

Ingener.kz: Всё для инженеров

СК Стройкомплекс-5